МОСКВА И МОСКВИЧИ

После своей выставки «Москва и москвичи», прошедшей в Российской Академии Художеств в январе 2013 года, Андрей Есионов представляет в Париже эклектичную подборку, состоящую из 7  ( из 16 выставленных в Москве) больших портретов   московских знаменитостей и около 20 акварелей с видами Москвы. Галерея портретов представляет, таких известных людей, как: бывший президент СССР Михаил Горбачев, космонавт Алексей Леонов, кинематографисты Эльдар Рязанов и Владимир Наумов, модельер Вячеслав Зайцев и чемпион по шахматам Анатолий Карпов.

Творческий процесс, начиная с первой встречи с моделью, делится на два этапа. Мастер сначала делает карандашный набросок портрета в академической манере, который будет являться подготовительным этапом и послужит основой для конечного произведения в масле. В стиле старинных мастеров эпохи Ренессанса и Классицизма, данный набросок станет отправной точкой в иллюстрировании образа всем известного персонажа, осуществленного позже в мастерской художника. Сеанс, в течение которого произведение будет окончательно завершено. История показывает, что следуя пожеланиям королей, знатных вельмож, рыцарей и высокопоставленных церковников, для написания  парадных портретов художники изображали их в выгодных ракурсах, помещая в живописные мезансцены, изображающие   награждение преувеличенными знаками отличия, а для мнее официозных случаев создавался эффект, предполагающий иллюстрацию военных праздников или мечты о славе. 

У Андрея Есионова данный прием преувеличения символов, не имеет первичную или льстивую природу. Всегда веселые, поднимающие настроение, его портреты скорее являются светлой экстраполяцией публичного образа известного героя, выбранного художником для представления. Помещение персонажей часто в ситуацию иконоборческую, позволяет понять их мотивацию. Художественный замысел Есионова  заключается в  работе метафорического противопоставления, связанного с интерпретацией и окружением персонажа символическими аксессуарами, призванными представить в перспективе  исключительную личность  героя, изображенного на картине. 

Хронологически, первым из этой серии , состоящей из 12 работ, является портрет кинематографиста-антифашиста Владимира Наумова. Наумов родился в 1927 году в Ленинграде, учился в Государственном Институте кинематографии в Москве вместе со своим товарищем Сергеем Параджановым. Его самый известный фильм, снятый в 1981 году - «ТЕГЕРАН 43», с Аленом Делоном, Курдом Юргенсом и Жес Ан, посвящен плану террористического  нападения во время встречи Черчиля, Сталина и Рузвельта в Тегеране в 1943 году. В 1986 году он получил степень профессора Института кинематографии, а в 2002 году был избран президентом новой Национальной Академии Искусств и Кинематографических наук. Владимир Наумов был награжден многими международными премиями. Его портрет работы Есионова почти фееричен, изображает его в режиссерском кресле, из которого кинематографист, кажется, представляет свою теорию кино невидимой аудитории. Позади него, преимущественно в голубых тонах, укращенный Пегас окутывает его своими крыльями. Фантастическое создание греческой мифологии, этот крылатый конь (имя которого переводится как «восходящая весна») был призван Зевсом принести гром и молнию на гору Олимп. Символ мудрости и поэзии, его духовная энергия предполагала принести того, кто его оседлает в царство Богов. 

Другой известный российский кинематографист, драматург и поэт, родившийся в 1927 году на берегах Волги, Эльдар Александрович Рязанов, является автором известных трагикомедий, описывающих противоречия человеческой натуры. Снятая под цензурой, его сатира о советском обществе,  показывает личность разделенную между мудростью и насмешкой. Приехав в Москву еще в детстве, позже Рязанов поступает в Государственный Институт Кинематографии на курс Эйзенштейна, в 1977 году становится лауреатом Государственной премии СССР, в 1984 году получает звание народного артиста СССР, в 1991 году награжден премией Ника (российский Оскар) в категории «лучший режиссерская работа», а в 2005 — премией Арт Прайз. Во Франции он был награжден Орденом Искусств и Литературы за свою серию работ «Тайны Парижа». Этот дерзкий кинематографист-новатор, главная личная цитата которого - «Правда находится там, где есть юмор», изображен здесь со старым львом, спящим у его ног. Некогда - грозный зверь, а теперь его зубы лежат в стакане с водой, стоящем тут же, рядом. Едкая аллегория старости в целом и его в частности. 

Следующий - портрет бывшего президента кавказского происхождения, Михаила Горбачева (1985-1991), реформатора и отца Перестройки, который инициировал экономическую, культурную и политическую  свободу в СССР, и  деятельность которого дала толчок краху народных демократий в странах восточноевропейского блока, концу холодной войны и объединению Германии. В ледяных тонах на фоне этой войны Восточной и Западной философий 50-ых годов, он предстает перед нами, сидя на ледяном кубе в окружении  осколков льда, - символ Гласности (прозрачности). Со слегка  отсутствующим видом размышляет о человеческой сущности, немного разочарованный, он складывает из ледяных осколков буквы в надпись  у своих ног «Кто есть кто?». Вопрос об относительности политической славы? 

Скоро минет полвека с марта 1965 года; с того дня, когда космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, осуществившим выход в открытый космос: « Я приближался к неизвестности и никто в мире не мог мне сказать, что я там встречу. Я поднялся через люк, открыл его без усилий и аккуратно вышел наружу. Я понемногу стал удаляться от корабля […]. Больше всего меня пугала тишина, какой я никогда не встречал на Земле, такой тихой и глубокой, что я начал слышать шум своего собственного тела […]. В небе было больше звезд, чем я когда-нибудь мог себе представить».  Спустя десять минут парения в космосе, Леонов вернулся в свой космический корабль. В 1975 году, во время своего второго полета в космос, он стал командиром экипажа «СОЮЗ -19», а затем и командиром на борту корабля «Аполло-Союз» -  первого совместного Российско-Американского полета в космос, во время которого стыковка двух космических кораблей символизировала конец холодной войны, где одним из главных вопросов была гонка к Луне. Рукопожатие Леонова и командира  «Аполло» стало демонстрацией воли двух супердержав в  сохранении мира. Астероид и один из лунных кратеров сегодня носят его имя. В минималистичной манере, купаясь в металических отблесках космоса и хватая голыми руками звезды, космонавт предстает перед нашими глазами  в совершенно повседневной облике, шагая по пути славы. В глубине, едва различимая, скромная луна напоминает нам о его открытиях. 

К 50-ой годовщине творческой карьерыВячеслава Зайцева, широко отмечаемой в России в 2012 году, Есионов также представил на суд зрителей портрет знаменитого российского кутюрье, всемирно известного художника, графика и модельера, (более  знакомого всем под именем Слава Зайцев) и называемого «Красным Диором». Обосновавшись в Москве с 1956 года, он получил диплом Московского Института Моды в 1962 году, его искусство высокой моды ставит в один ряд с такими мэтрами от кутюр как Кристиан Лакруа, Пьер Карден и Ив Сан Лоран. В процессе раскрашивания рыбки в короне — его знака зодиака, цвет которой напоминает российский флаг — Зайцев появляется как центральный персонаж, помещенный в живописную бездну, скорее анахроничную для искусства портрета; в неопределенном пространстве между воздухом и водой, стилист оставляет впечатление неотъемлемой составной части этого «полупрозрачного» произведения, растворяясь в нем с последним мазком своей кисти. 

У Андрея Есионова области деятельности известных москвичей следуют одна за другой, но не похожи друг на друга. Чемпион-шахматамАнатолий Карпов, великий мировой мастер шахмат и бесспорный чемпион мира в 70-ые годы (включая поединок против Виктора Корчного) предстает перед зрителем в окружении двух значимых символов данной дисциплины: Мыслителем Родена, символизирующим максимальную мыслительную концентрацию, и гигантскими песочными часами -  неотъемлемым атрибутом международных партий по шахматам. Среди холодных и теплых оттенков, в то время как песок утекает в его схватке со временем, элегантно одетый Карпов, кажется зрителю пришедшим в гости к нам из другого стратегического и математического мира, коим и являются шахматы. 

И наконец, к его аллегорическим портретам спешит присоединиться картина под названием«30 серебряников», произведение структурно иное. В нем уже два  персонажа, и они неизвестны. К тому же, в отличии от остальных работ серии, они представлены со спины. Данная метафорическая композиция навеена Евангелием от Матфея, где 30 серебряных манет, согласно писанию, стали платой Иуде Искариоту — одному из апостолов Иисуса из Назарета, за его предательство. История гласит, что после Тайной Вечери, Иуда обманом указал на Христа, поцеловав его при всех. Это произведение, на тему предательства и продажности души, руководствующейся личной выгодой, хоть и не слишком явно, но осуждает бюрократию. В одном из чиновничьих кабинетов, под «Всевидящем оком Москвы» - немного размытым, но все равно, хорошо узнаваемым портретом президента Путина, атмосфера излучает подозрение и настороженность. Белый лист, заинтересовавший персонажа в глубине кабинета, от чьего взгляда ничего не ускользает,  призван здесь  притягивать всеобщее внимание. Может сидящий человек украл секретный документ? Скользнет ли он в карман его пиджака? Или, быть может, он прячет пистолет в ящике своего стола? Что произойдет в ближайшие секунды? Аллегория, которую можно интерпретировать по-разному, она несет в себе и не менее важный политический подтекст.  

*

Акварели, выставляемые вместе с  12 портретами, представителей московской интеллигенции и героических фигур в истории современной России, кажутся, своего рода, неким противопоставлением приемам идеализации, присутствующим в портретной серии. Вдалеке от всех аллегорий и аневризм, вне этой сверхъестественной вибрации, привнесенной ослепляющим сиянием славы, они просто передают реальность московских улиц наших дней, с их автомобильным движением и  пешеходами, спешащими по своим обыденным делам.  В этой своей первой парижской выставке  в Галерее 66, Андрей Есионов показывает также неравенство современной России. От Москвы к Москвичам, выставка, 2 антиномичных стиля которой (представление исключительных личностей и посредственных граждан), различные между собой и в технике исполнения (портреты, выполненные маслом и акварельные городские пейзажи) составляют художественный диптих, взаимодополнение которого ставит лицом к лицу сцену и кулисы, публичное и частное, внутреннее и внешнее, индивидуума и город, реальность и фантазию, знаменитость и посредственность. Как раз именно за окнами этих акварелей, защищенные от посторонних любопытных взглядов в своем личном мире, и живут Иконы  современной Российской истории с портретов Андрея Есионова.   

Стэфан Леви-Куэнц Париж,
Апрель 2013

* Полная серия включает в себя портреты и других Российских знаменитостей: художника Таира Салахова, композитора Геннадия Гладкова, хореографа Владимира Васильева, нейрохирурга Алексея Коновалова, актера Армена Джигарханяна, хирурга Давида Иоселиани, кинематографиста Петра Тодоровского, писателя  Владимира Войновича и журналиста Генриха Боровика.

]
Все права защищены Union Art company, 2010-2014